История печати на ткани
НазадЧто сделать, чтобы получить футболку с принтом волка? В 2022 году такое желание сбывается в два-три клика. Вы можете купить готовую футболку с волком в магазине или напечатать приглянувшееся изображение в принтерии «ЯМАЙКА» за 15 минут. Как отрасль печати на ткани пришла к таким объемам производительности? Какие технические устройства и методики ускорили и оптимизировали нанесение принтов на одежду? Ответим на эти вопросы в нашей статье.
История печати на текстиле начинается раньше появления печати на бумаге. Первые упоминания о рисунках на ткани датируются 18 веком до н.э. Первые свидетельства создания устройств, способных воспроизводить повторяющийся оттиск на текстиле, датируются 220 годом н.э. Найдены эти оттиски в Восточной Азии, на территории Древнего Китая.
Первопроходцами масштабного нанесения рисунков на ткань считаются Китай, Индия, Япония, Египет. В этих странах были сосредоточены первые печатные «мануфактуры», если можно их так назвать.
Самые первые способы воспроизведения изображения на текстиле
- Батик. Метод нанесения рисунка, который предполагает не печать принта на текстиль, а его проявление путем окраски самого текстиля. Сначала узор наносится на ткань с помощью специального липкого состава (резерва) и кисти, затем состав застывает, а после ткань опускается в краситель. Участки с резервом не прокрашиваются, образовывая рисунок естественного цвета полотна.
- Набойка. Способ переноса принта на ткань с помощью специальных печатных досок. Чем-то процесс напоминает нанесение штампов: сначала на доску с рисунком наносится краска, а затем эта доска прижимается к ткани, образовывая оттиск.
- Шелкография. Это технология трафаретного рисунка. Свое название метод берет от трафаретных рам, которые производились с использованием шелковых нитей. Сначала мастер подготавливал трафарет с заранее вырезанным рисунком. Затем трафарет выкладывался на поверхность ткани, а после мастер постукивал по вырезанным местам мешочком с красителем. Краситель при ударе просачивался через мешочек, окрашивая текстиль.
Свидетельства использования этого метода были найдены в Древнем Китае. Однако широкое распространение технология получила в XVIII веке в Европе, а затем, после усовершенствования в XX в., и во всем мире.
Древние способы ручной печати рисунков на ткани были трудоемки, занимали много времени. Требовались годы, чтобы достичь высокого уровня мастерства в этой сфере. Часто даже вопрос наличия нужной краски становился остро.
Сами изображения, нанесенные на ткань, почти всегда были однотонными и однотипными. Да, шелкография позволяла оставлять четкие оттиски до трех цветов, а набойки теоретически можно было обмакивать в разные краски, но эти ткани становились очень дорогими. Буквально были самыми штучными из штучных товаров.
И все же, даже в современном мире, есть место крафтовому исполнению переноса рисунка на изделия. Сегодняшние ремесленники производят уникальные в своем роде, но очень дорогостоящие изделия.
Появление печатных механизированных производств
В середине 18 века в Европе в ремесленный процесс печати стали вводить механические устройства. А к концу столетия изобрели первую валовую печатную машину. На валах были выгравированы будущие оттиски изображений. Сами валы сначала были деревянными, но позже их стали производить из металла. Эти станки наносили рисунки на ткань натуральными, не очень стойкими красками.
Постепенно, проходя эпоху открытий, таких как электричество, электронно-вычислительные машины, печать пришла к более-менее современному виду. Первый цифровой текстильный принтер для печати на ткани появился в США, в середине 20 века. И уже в 1959 году были изобретены стойкие краски для печати не просто на ткани, а на готовых изделиях, например, на одежде. Принтер печатал прямо по изделию рисунки, параметры которых заранее заданы устройству. Подробнее о том, как выглядит современная цифровая печать, читайте в статье о «Прямой печати».
В период стремительного роста отрасли все больше компаний обращали внимание на производство футболок со своим логотипом. Важными критериями становились скорость и объемы выпуска тиражей. Такой поворот развития отрасли заставил печатные компании искать быструю и производительную технологию изготовления изделий.
В итоге, в 60-е годы 20 века второе рождение пережила шелкотрафаретная печать. Краска все также наносилась через трафарет на ткань футболки, но уже не с помощью мешочков, а с помощью специальных станков, дублирующих 1 принт на сотни изделий. Производства стали справляться с огромными тиражами. Подробнее о том, как выглядит современный процесс печати с помощью шелкографии, можно прочитать в нашей статье.
В настоящее время, кроме шелкографии и цифровой печати, различные типографии применяют метод печати пленками – термотрансфер. Сначала иллюстрация вырезается из специальных пленок с помощью плоттера, а затем переносится на футболку благодаря использованию термопресса. Детали самой юной техники нанесения принта на ткань раскрываем в статье «Термотрансферная печать на ткани».
Отрасль печати принтов на текстиль прошла огромный путь и совершила качественный рывок в своем развитии в 20 веке. Благодаря выдающимся изобретателям каждой эпохи у нас есть возможность создавать яркие, индивидуальные вещи.
Надеемся, что наша статья вдохновила вас напечатать «своего волка». Будем рады помочь вам с онлайн-заказом, все наши контакты здесь. Также ждем вас в гости в принтериях «ЯМАЙКА»!
Читайте также:
Выбор вида и способа печати принта на ткани в каждом конкретном случае происходит индивидуально. В данной статье предлагаем вашему вниманию…
Печать на натуральных тканях осуществляется тремя основными способами: шелкография, прямая печать, термоперенос. В этой статье мы разберем сильные и слабые…
Компания «ЯМАЙКА» была основана в 2008 году Кириллом и Олесей Рогалевыми. История компании началась с самого простого метода нанесения принтов…

При печати на цветных изделиях используется специальный грунт для лучшего закрепления принта на ткани. Иногда от грунта остаются следы. Они легко уходят после первой стирки.
Из-за технологических особенностей цифровой печати цветопередача на разных изделиях в рамках одного тиража может незначительно отличаться.
При печати плашек (сплошных заливок однородным цветом) возможны прорывы укрывистости, но не более чем на 2% площади заливки.
После первой стирки возможен эффект «выцветания» изображения за счет поднятия волокон ворсовых тканей. Потеря цвета после первой стирки составляет не более 5% насыщенности цвета.
Принт закрепляется с помощью термопресса при контакте изделия с плитой термопресса при температуре 170 °C. В связи с этим возможно образование следов давления на ткани, которые легко устранить постирав изделие.
Цветопередача не будет 100%. Изображение на текстиле всегда отличается от того, что вы видите на экране электронных устройств. 100% попадание в цвет возможно только при печати принтов по пантоннику.
и скоро на него ответим